Демпинг в государственных закупках
Демпинг в контексте государственных закупок — это предложение участником конкурса или аукциона цены, которая значительно ниже начальной цены торгов (на 25 % и более отклоняющейся от НМЦК) с целью победы в закупке. В большинстве случаев такая цена ниже рыночной. Подобная практика может привести к снижению качества поставляемых товаров или услуг, срыву сроков исполнения и другим негативным последствиям.
Причины демпинга
- Жесткая конкуренция: значительное количество участников закупок на рынке создаёт высокий уровень ценовой состязательности и не только, в условиях которой поставщики вынуждены снижать цену, чтобы сохранить шансы на победу в тендере.
- Ошибки в расчетах: недостаточный опыт или неправильная оценка себестоимости могут привести к предложению нереалистично низкой цены.
- Недобросовестные намерения: некоторые участники сознательно предлагают низкие цены, не планируя качественно исполнять контракт.
- Стратегия входа на рынок: новые компании могут использовать демпинг для получения первых контрактов и закрепления на рынке.
Риски для рынка
Демпинг может привести к следующим негативным последствиям:
- Снижение качества: поставщики могут экономить на материалах и технологиях, что снижает качество продукции или услуг.
- Срыв сроков: нереалистично низкая цена может привести к невозможности исполнения контракта в установленные сроки.
- Уход добросовестных участников: компании, предлагающие реалистичные цены, могут проигрывать тендеры и уходить с рынка.
- Рост судебных разбирательств: невыполнение контрактов может привести к увеличению числа судебных споров.
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ
Статья 37 Федерального закона № 44-ФЗ предусматривает меры по предотвращению демпинга:
- При снижении цены более чем на 25% от НМЦК:
- Если НМЦК ≤ 15 млн рублей: Участник может выбрать:
- Предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше установленного.
- Предоставить стандартное обеспечение и документы, подтверждающие добросовестность.
- Если НМЦК> 15 млн рублей: Участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше установленного, но не менее 10% от НМЦК или цены контракта, а также не менее суммы аванса, если он предусмотрен.
- Если НМЦК ≤ 15 млн рублей: Участник может выбрать:
Подтверждение добросовестности
Для подтверждения добросовестности участник должен предоставить информацию о трех контрактах, исполненных в течение трех лет до даты подачи заявки, без применения штрафов или пеней. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Рекомендации участникам
- Тщательно анализируйте себестоимость: перед подачей заявки убедитесь, что предложенная цена покрывает все расходы и обеспечивает прибыль.
- Воспользуйтесь сервисом аналитики МАРКЕР: система поможет вам определить рынок и регион с наименьшим уровнем демпинга среди участников, проверить добросовестность потенциальных партнёров и найти релевантные выгодные контракты.
- Соблюдайте требования закона: при снижении цены более чем на 25% от НМЦК подготовьте необходимые документы для подтверждения добросовестности или обеспечьте повышенное обеспечение исполнения контракта.
- Поддерживайте репутацию: исполняйте контракты качественно и в срок, чтобы иметь возможность подтверждать добросовестность в будущих тендерах.
- Избегайте недобросовестных практик: соблюдайте законодательство и не прибегайте к демпингу с целью недобросовестной конкуренции.
Чем опасен демпинг в государственных закупках для поставщика
- Финансовые потери
Заключение контракта по цене, не покрывающей фактические издержки, приводит к убыткам. В условиях ограниченного бюджета это может снизить финансовую устойчивость организации, спровоцировать кассовые разрывы и повлечь за собой просроченные обязательства. - Риски неисполнения контракта
Заниженная цена может не позволить исполнителю в полном объёме выполнить условия договора в установленный срок и с требуемым качеством. Это создаёт риски просрочек, поставки некачественной продукции и наложения штрафных санкций со стороны заказчика. - Включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
В случае отказа от заключения контракта или его ненадлежащего исполнения поставщик может быть включён в РНП сроком на два года. Это автоматически исключает возможность участия в большинстве государственных закупок в указанный период. - Утрата деловой репутации
В случае исполнения контракта с отклонениями от графика, претензиями по качеству или конфликтами с заказчиком, поставщик рискует получить негативные отзывы. Это снижает его конкурентоспособность и вероятность привлечения к будущим закупочным процедурам. - Повышенные требования по обеспечению исполнения
В соответствии со статьёй 37 44-ФЗ, при снижении цены контракта более чем на 25% от НМЦК, поставщик обязан предоставить увеличенное обеспечение исполнения или подтвердить свою добросовестность. Это создаёт дополнительную финансовую и административную нагрузку. - Ограничение возможностей для развития бизнеса
Систематическое участие в торгах с минимальной маржой не позволяет формировать резервы, инвестировать в улучшение качества, обучение персонала или модернизацию производственных мощностей. Это тормозит рост и повышает зависимость от внешних факторов.
Вывод
Демпинг в системе государственных закупок представляет собой серьёзную угрозу для самого поставщика. Стремление к победе в тендере любой ценой без должного экономического обоснования способно подорвать финансовую устойчивость, лишить деловой репутации и ограничить возможности участия в закупках в будущем. Рациональное ценообразование и соблюдение принципов добросовестной конкуренции являются залогом долгосрочной устойчивости на рынке госзаказа.
Чем опасен демпинг в государственных закупках для заказчика
- Высокая вероятность ненадлежащего исполнения контракта
Сильно заниженная цена часто означает, что поставщик не располагает достаточными ресурсами для качественного выполнения обязательств. Это приводит к:
- нарушению сроков поставки или выполнения работ;
- снижению качества продукции, услуг или результатов работ;
- неполному или частичному исполнению контракта.
- Рост претензионной и судебной нагрузки
Ненадлежащее исполнение контракта увеличивает количество споров. Ведение таких споров требует дополнительных затрат времени, ресурсов и юридического сопровождения со стороны заказчика. В отдельных случаях — может повлечь срыв государственных программ и социально-значимых проектов. - Повторные процедуры закупок
Если контракт расторгнут из-за неисполнения, заказчику приходится проводить новую закупку, что сопровождается временными задержками и дополнительной административной нагрузкой. При этом цены в новых закупках могут оказаться выше. - Репутационные риски
Особенно актуально для заказчиков – государственных и муниципальных органов: срыв поставок или выполнение работ с нарушениями вызывает общественный резонанс и может привлечь внимание контролеров. - Увеличение контроля со стороны надзорных органов
Заключение контракта с демпингующим участником и последующее его неисполнение может быть расценено как проявление недобросовестности или формального подхода со стороны заказчика. Это повышает риск проверок со стороны ФАС, прокуратуры и контрольно-счётных органов. - Ограничение выбора надёжных поставщиков в будущем
Если тендер выигрывают исключительно демпингующие компании, добросовестные участники с рынка уходят. Это сужает круг надёжных поставщиков и лишает заказчика возможности получить качественные товары или услуги в долгосрочной перспективе.
Вывод
Демпинг — не только риск для поставщика, но и серьёзная угроза для самого заказчика. Он может привести к срыву сроков, ухудшению качества, росту административной и юридической нагрузки, а также созданию негативного имиджа.
Заказчику важно не только стремиться к снижению цен, но и оценивать экономическую обоснованность предложений участников, применять антидемпинговые меры и работать с поставщиками, способными обеспечить надлежащее исполнение контрактов.
Мифы о нишах с высоким демпингом в госзакупках
- Дорожные работы — это всегда жесткая ценовая конкуренция и демпинг
- Строительство объектов госзаказа — всегда борьба за минимальную цену
- Поставка продуктов питания в учреждениях (школы, больницы) — это всегда рынок для демпинга
- Охрана объектов — это всегда цена ниже рынка
- Поставки канцелярии и расходных материалов — это всегда гонка за ценой
- Поставки медицинских изделий — это только для тех, кто готов ‘жить на 1%’ прибыли
- Уборка зданий, помещений — только для тех, кто демпингует ради объёма.
Разберем, насколько достоверны эти мифы, с помощью индикатора системы аналитики МАРКЕР – «Снижение победителем превышает 25%»
Для анализа возьмем статистические данные о результатах закупок на наиболее крупных рынках Москвы и МО за I квартал 2025 года:
Вывод:
По итогам анализа большинство мифов не подтвердилось.
Нишами с наиболее высоким уровнем демпинга оказались:
Бумага и канцелярские товары |
Медицинское оборудование |
Уборка зданий помещений |
Поставка продуктов питания |
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и будьте в курсе всех изменений и возможностей в мире госзакупок!
Группа МАРКЕР в ВК