30 января 2025

Изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 2025 года для заказчиков

Рекомендации для заказчиков в закупках на 2025 год: правовой и экономический анализ

Изменения в законодательстве, экономическая ситуация, а также технологические новшества требуют от заказчиков оперативной адаптации. Рассмотрим основные правовые и экономические аспекты, на которые стоит обратить внимание в 2025 году.

  1. Дальнейшие изменения законодательства в сфере закупок

С 2025 года продолжится тенденция усиленной регуляции и ужесточения требований к закупочным процессам:

Новые требования Закона № 44-ФЗ в 2025 году:

  • Унификация нацрежима. Отмена разрозненных подзаконных актов и действие единого постановления Правительства РФ с перечнями продукции по нацрежиму с 1 января 2025 года. Главными задачами становятся поддержка российских производителей и поставщиков отечественной продукции, повышение их конкурентоспособности на рынке.
  • Применение единого правила «второй лишний» в закупках с ограничениями допуска иностранной продукции. В таких закупках при наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, полностью соответствующей условиям тендера, заявки с предложением иностранных товаров будут подлежать отклонению.
  • Развитие цифровизации. С 1 января 2025 года заключение цифровых контрактов будет осуществляться также при проведении большого числа закупок у единственного поставщика. С 1 апреля 2025 станет обязательным заключение дополнительных соглашений в структурированном формате.
  • Изменение правил описания объекта закупки. С 1 января 2025 года при описании, являющегося объектом закупки товара, в отношении которого установлены запрет, ограничения допуска иностранной или преимущества отечественной продукции, должны указываться характеристики товара российского происхождения.
  • Возможность закупки идентичных и однородных товаров в пределах установленных лимитов закупок для ЕД поставщика. В 2025 году будет допустимо проводить закупки «малого объема» у ЕД поставщика в пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, не превышающей 600 000 руб., в том числе при заключении нескольких контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ, услуг.
  • Новая отчетность.С 2025 года по Закону № 44-ФЗ появляется новый отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроком предоставления до 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Требования к форме и содержанию отчета будут определены Правительством РФ.

Новые требования Закона № 223-ФЗ в 2025 году:

  • Ужесточение нацрежима. Правила национального режима становятся едиными для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 1 января 2025 года.
  • Введение запретов или ограничений допуска для иностранных товаров. Заказчики в случаях, указанных в постановлении Правительства РФ, будут обязаны устанавливать запрет на закупку импортных товаров или ограничивать их участие в закупках по Закону № 223-ФЗ. Механизм применения запретов и ограничения допуска иностранной продукции по Закону № 223-ФЗ будет аналогичным действующему по Закону № 223-ФЗ.
  • Новая отчетность.С 2025 года по Закону № 223-ФЗ также появляется новый отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, со сроками и порядком предоставления, сходными с Законом № 44-ФЗ.
  1. Эффективность закупок и обоснование цен

В условиях санкционного давления и повышенных инфляционных ожиданий возникает необходимость дальнейшей оптимизации бюджетных расходов в 2025 году. Произойдет расширение финансового контроля в сфере закупок в целях недопущения необоснованных трат и нецелевого расходования бюджетных средств.

В целях повышения эффективности закупок в 2025 году необходимо учитывать следующие моменты:

  • Еще более пристальное внимание к процедуре обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цен контрактов с ЕД поставщиком: в соответствии с действующим законодательством, заказчик обязан обосновать начальную цену контракта на основании объективных расчетов, основанных на рыночных ценах.
  • Анализ рынка и конкурентоспособности цен: заказчикам рекомендуется всегда проводить анализ рынка для того, чтобы адекватно оценивать стоимость закупаемых товаров, работ или услуг, не допуская завышения цен.

Для упрощения работы по обоснованию цен и повышению эффективности закупок используйте аналитические инструменты системы аналитики «МАРКЕР»

  1. Риски нарушения антимонопольного законодательства

В 2025 году ожидается усиление контроля со стороны антимонопольных органов за соблюдением правил конкуренции в сфере закупок.

ФАС России анонсировано полноценное внедрение в 2025 году ГИС «Антикартель», что позволит антимонопольному органу в автоматическом режиме обнаруживать признаки антиконкурентных соглашений при проведении закупок.

Заказчики должны учитывать следующие аспекты:

  • Предотвращение антиконкурентных соглашений: создание равных условий для поставщиков при подготовке извещений и проведении закупок (включая недопустимость «заточки» ТЗ под конкретный товар или конкретного поставщика, установления ограничивающих конкуренцию условий исполнения контрактов), недопустимость создания конкретным участникам рынка преимущественных условий для участия (в том числе путем доступа к информации о закупке).
  • Проверка добросовестности участников: следует проводить еще более тщательную проверку контрагентов на соответствие требованиям антимонопольного законодательства, включая выявление картельных сговоров, наличие реального опыта и отсутствие фактов включения в РНП.

Указанный функционал реализован в автоматическом режиме в системе аналитики “МАРКЕР”. Здесь вам будет доступна вся информация об интересующей закупке и её участниках. Архив с историей ведения закупочной деятельности имеет глубину с 2009 года, система просчитывает возможные риски, оценивает репутацию и опыт поставщиков, а также помогает выбрать самое выгодное и релевантное предложение о закупке.

 

 

  1. Репутация, экологичность и реальный опыт контрагентов

В 2025 году будет актуализирован тренд на всестороннюю объективную оценку контрагента при выборе лица, способного наилучшим образом исполнить контракт.

Обратите внимание на ЭКГ-рейтинг ответственного бизнеса (Экология, Кадры, Государство)

Он позволяет провести комплексную оценку компаний, направленную на

определение уровня их благонадежности, социальной и экологической ответственности.

ЭКГ-рейтинг может учитываться при разработке порядка оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки деловой репутации».

Заключение:

2025 год станет годом усиления правовой регламентации, экономической эффективности и социальной ответственности в сфере закупок. Для заказчиков ключевыми задачами остаются: соблюдение законодательства, повышение прозрачности процедур, а также учет экономических и экологических факторов. Использование современных технологий, таких, как система аналитики «МАРКЕР» помогут эффективно взаимодействовать с контрагентами и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям в закупочной деятельности.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и будьте в курсе всех изменений и возможностей в мире госзакупок!

Группа МАРКЕР в ВК

Другие новости
29 сентября 2021
Наши представительства в регионах
Читать
17 декабря 2021
О системе Маркер
Читать
11 октября 2024
Особенности 223-ФЗ для поставщиков: ключевые аспекты для успешного участия в закупках
Читать