16 октября 2024

Профилактика кассового разрыва

Что такое кассовый разрыв?

Кассовый разрыв — это ситуация, когда денег на счету недостаточно для покрытия текущих обязательств.

Это одна из наиболее актуальных и острых проблем, с которой сталкиваются поставщики, участвующие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Последствия кассового разрыва:

  1. Срыв обязательств перед подрядчиками и сотрудниками. Поставщик может оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства перед подрядчиками, что приведет к нарушению условий контракта.
  2. Включение в РНП.

Возможное расторжение контракта по вине поставщика (в том числе по причине его неисполнения ввиду кассового разрыва) может повлечь включение информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. В результате поставщик по протяжении 2 лет не сможет участвовать в закупках.

  1. Утрата репутации. Неисполнение обязательств может повлиять на репутацию компании, что в будущем затруднит участие в новых закупках.
  2. Финансовые штрафы. Задержки в поставках или выполнении работ из-за отсутствия средств могут привести к наложению штрафных санкций.
  3. Банкротство.

В крайнем случае постоянные кассовые разрывы могут привести компанию к финансовому краху.

Участие в госзакупках — это не только возможность получить крупные контракты, но и испытание на финансовую устойчивость.

Сроки исполнения контракта по 44-ФЗ: почему они важны и как избежать нарушений

Сроки исполнения контракта – это условия, которые указывает заказчик в контракте и извещении о закупке.

По срокам контракты бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Факт оплаты по контракту, как правило, связан с датами завершения исполнения со стороны поставщика и приемки результатов заказчиком.

Поэтому оптимальными для поставщиков, с точки зрения получения выплат, являются контракты с небольшими сроками исполнения.

Несоблюдение сроков исполнения может привести к серьезным последствиям, включая расторжение контракта, взыскание с поставщика неустоек и внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Обратимся к п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ:

Любое извещение о закупке должно содержать в себе сроки исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

Обратите внимание: если в контракте выделяются отдельные этапы исполнения, то заказчик может предусматривать оплату не по завершении исполнения всего контракта, а по итогам завершения каждого этапа, что также выгодно для поставщиков.

Авансирование контрактов в госзакупках: возможности и важные аспекты для поставщиков

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ допускается возможность включения в контракт условия об оплате с учетом авансирования.

Авансирование — это частичная предоплата, которую заказчик перечисляет поставщику до начала выполнения работ или поставки товаров.

Почему наличие авансирования по контрактам важно для поставщиков:

  • Поступление денежных средств до начала исполнения контракта позволяет заранее подготовиться и более тщательно организовать работу.
  • Авансирование снижает финансовые риски путём избежания привлечения кредитов или использования собственных оборотных средств.
  • Предоплата обеспечивает своевременный денежный поток, повышает рентабельность бизнеса и снижает вероятность попадания в кассовый разрыв.
  • Авансирование в государственных закупках регулируется законодательством, что гарантирует прозрачность процесса.
  • Условия об авансировании дают возможность гибко управлять финансами и предлагать наиболее привлекательные условия для заказчика, что является значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

Закупки, предусматривающие условия об авансировании, являются более оптимальными для поставщика, и чем выше размер аванса, тем меньше вероятность попадания в кассовый разрыв.

Важно отметить, что авансирование возможно не по всем контрактам.

Условия и размер авансовых платежей зависят от типа закупки, сферы деятельности и специфики проекта.

По некоторым закупкам действует запрет на авансирование.

Для участников, допустивших факт демпинга (снизивших начальную цену более чем на 25%) при участии в торгах, авансирование не допускается, даже в случае наличия в извещении о закупке условий о нём.

Авансирование в госзакупках — это мощный финансовый инструмент, который может значительно снизить риски и повысить рентабельность вашего бизнеса.

Однако поставщикам необходимо тщательно анализировать условия контрактов и заранее готовиться к выполнению всех обязательств. 

Наличие и размер обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства или независимая гарантия, предоставляемые поставщиком в качестве подтверждения исполнения своих обязательств по контракту.

В случае невыполнения условий заказчик имеет право удержать это обеспечение или обратить на него взыскание.

Согласно статье 96 44-ФЗ:

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от НМЦК.

Однако зачастую заказчики могут не устанавливать обеспечение в максимальном размере, ограничившись 0,5–10 % от НМЦК.

При осуществлении закупки у СМП и СОНКО

п. 1 ч.1 ст. 30 44-ФЗ:

Поставщик может не предоставлять обеспечение исполнения контракта вообще, если он имеет опыт надлежащего исполнения контрактов.

Обратите внимание, что, если при участии в торгах поставщик допускает факт демпинга (понижает цену на 25 % и более от начальной), в таком случае предусмотрен повышенный объём обеспечения исполнения контракта: в 1,5 кратном размере или путём предоставления информации, подтверждающей добросовестность поставщика в дополнение к стандартному обеспечению.

Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено двумя основными способами:

Денежные средства: перечисление на счет заказчика.

Независимая гарантия: документ, подтверждающий обязательство финансовой организации выплатить определенную сумму заказчику в случае неисполнения контракта.

Оптимальным для поставщика являются те закупки, где размер обеспечения исполнения контракта не превышает 10 % от НМЦК.

Важно отметить, что при проведении электронного запроса котировок или большинства закупок у единственного поставщика, заказчик может не устанавливать условия об обеспечении исполнения контракта.

Такие закупки без обеспечения исполнения контракта являются также приоритетными для поставщика.

Рекомендации:

Смотрите на наличие в закупке условий об обеспечении исполнения контракта.

Обращайте внимание на размер обеспечения исполнения контракта.

До предоставления заказчику обеспечения изучите, какой из способов его предоставления (денежные средства или независимая гарантия) будет для вас наиболее выгодным.

Грамотный подход к принятию решения об участии в закупке в целях избежания кассового разрыва предполагает обязательный анализ условий об обеспечении исполнения контракта, указываемых заказчиком при объявлении закупки.

При отсутствии таких условий или минимальном установленном размере обеспечения, закупка будет являться оптимальной для поставщика.

Следует учитывать возможные риски предоставления повышенного обеспечения в случае демпинга.

Ценообразование при участии в закупке

Что такое цена закупки?

Цена закупки — это верхняя граница цены при закупке товара, работ или услуг, которую заказчик готов заплатить при проведении закупок (НМЦК).

Участники должны ориентироваться на размер НМЦК при принятии решения об участии в закупках и подаче ценовых предложений в конкурентных закупках.

Если контракт заключается с ед поставщиком, то участники ориентируются на цену контракта, предлагаемую заказчиком.

Необходимо понимать, что сам по себе высокий размер НМЦК НЕ свидетельствует о выгодности закупки для поставщика!

Закупка может быть очень крупной по цене, однако невыгодной для поставщика.

Ошибки поставщика при принятии решения об участии в процедуре закупки с невыгодной для него НМЦК или по заниженной цене могут привести к убыткам, повлечь неисполнение контракта и наступление «кассового разрыва».

Где можно посмотреть цену закупки?

Заказчик указывает цену закупки в извещении и указывает, какие доп. расходы, включены в цену закупки.

Заказчики могут самостоятельно определять те дополнительные расходы, которые включают в цену, поэтому их состав и объём может быть изменчив.

Чем меньше дополнительных расходов, тем лучше для поставщика.

 Иные разделы извещения о закупке, которые необходимо изучить в рамках анализа цены закупки:

🔎В разделе “Общие условия контракта” или “Общие условия выполнения работ/услуг” указаны общие требования к поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

🔎В разделе “Описание объекта закупки” (“Техническое задание” или “Спецификация”) описываются требования к качеству, упаковке объекта закупки.

🔎В разделе “Порядок расчётов и оплата” указываются условия оплаты, порядок авансирования, сроки и этапы оплаты.

🔎В разделе “Условия выполнения обязательств” содержатся условия, связанные с графиком выполнения обязательств, штрафными санкциями.

🔎В разделе “Особые условия контракта” указаны закупки, содержащие дополнительные или особые условия.

Например, требования по сертификации, отчетности и другое.

Роль ценовых преимуществ для организаций инвалидов и УИС

Организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) могут претендовать на значительные ценовые преимущества при участии в государственных закупках (ст. 28 и 29 44-ФЗ).

Если закупка объявлена с такими преимуществами, то заказчик в случае победы участника из данных категорий будет обязан предоставить ценовую преференцию в объеме 15 % от цены контракта, предложенный поставщиком.

Однако не все закупки допускают ценовые преимущества для организаций инвалидов и УИС.

 Перечни товаров и услуг, предполагающие предоставление ценовых преимуществ для организаций инвалидов и УИС, утверждены распоряжением Правительства РФ № 3500-р от 08.12.2021.

Где и как поставщику искать закупки с ценовыми преимуществами

В случае объявления закупки с предоставлением таких преимуществ заказчик в разделе извещения о закупке «Преимущества, требования к участникам” указывает информацию об одном из двух видов преимуществ:

“Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 44-ФЗ) – 15 %”.

“Организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ – 15 %”.

Профессиональный сервис мониторинга тендеров МАРКЕР: система предоставляет удобные инструменты для поиска и фильтрации закупок с ценовыми преимуществами для организаций инвалидов и УИС.                                                                                                                         

 Как ценовые преимущества помогают минимизировать кассовый разрыв

Увеличение маржинальности: Ценовое преимущество позволяет поставщику закладывать дополнительную маржу в стоимость контракта, что создаёт финансовый резерв.

Планирование ликвидности: Зная о возможной поддержке, организации могут более точно планировать свой денежный поток.

Снижение затрат на финансирование: В случае победы в тендере компании с меньшей вероятностью нужно будет привлекать кредиты для покрытия кассового разрыва.

Грамотное использование ценовых преимуществ позволяет организациям инвалидов и УИС не только выигрывать тендеры, но и минимизировать риски кассового разрыва.

Если вы относитесь к указанным категориям поставщиков, регулярно отслеживайте закупки, объявляемые с подобными преференциями, и пользуйтесь ими для укрепления своих позиций на рынке государственных закупок.

Нацрежим в госзакупках и его влияние на ценовое предложение

Национальный режим в госзакупках  — это особенности закупок отдельных видов продукции, которые выражаются в запретах, ограничениях на закупку импортных товаров, либо преференциях для российской продукции из стран ЕАЭС.

🔎Применение нацрежима регулируется ст. 14 Закона №44-ФЗ и подзаконными актами.

Как применяют национальный режим при осуществлении закупок

Заказчик сообщает это в извещении о проведении закупки. Там же указаны особенности рассмотрения заявок с учетом правил нацрежима и уточняется, какие документы понадобятся поставщику для участия в закупке.

При запрете на закупки импорта не допускается поставка какой-либо иностранной продукции, за исключением той, которая не производится в РФ и ЕАЭС.

При ограничениях допуска импорта заявки с продукцией иностранных государств допускаются, если нет предложений производителей РФ и /или стран ЕАЭС (работают так называемые принципы “третий лишний” и “второй лишний”).

При условиях допуска импорта заявкам с продукцией РФ и ЕАЭС предоставляются ценовые преимущества, для заявок с иностранной продукцией в случае победы применяются понижающие ценовые коэффициенты.

Все особенности нацрежима в отношении конкретной закупки вы можете увидеть в извещении.

Для удобства воспользуйтесь системой МАРКЕР, где из карточки закупки вы можете перейти в извещение в ЕИС

Рекомендации для участников рынка:

Внимательно изучите условия проведения закупки до подачи заявки и ценового предложения.

Если заказчик установил запреты на покупку импорта, поставить иностранную продукцию НЕЛЬЗЯ (если закупка не попадает под перечень исключений).

В случае, если в закупке установлены ограничения на импорт, то заявку с иностранными товарами могут отклонить.

При наличии в закупке условий допуска импорта обратите внимание на способ закупки и скорректируйте ценовое поведение.

Если закупка проводится путём конкурса или запроса котировок, то участники, предлагающие отечественную продукцию, получают преференции при оценке заявок.

Если способ закупки – аукцион, то при победе участника с предложением импорта, цена контракта будет снижена на 15-20% от предложенной им цены.

🔎Найти закупки с установленными условиями допуска иностранных товаров вы легко можете в системе МАРКЕР.

Грамотное использование ценовых преимуществ позволяет участникам, предлагающим отечественную продукцию, выигрывать тендеры и минимизировать риски кассового разрыва. 

Если вы относитесь к числу таких поставщиков, регулярно отслеживайте закупки с нацрежимом и участвуйте в них для укрепления своих позиций на рынке государственных закупок.

Запрет на изменение цены после заключения контракта

 Федеральным законом №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” установлен запрет на изменение цены контракта после его заключения, она становится фиксированной с момента подписания.

Основания для изменения цены после заключения носят исключительный характер и возможны только при особых обстоятельствах, предусмотренных законом.

Существует два вида оснований: постоянные (ст. 95 44-ФЗ) и временные (ст. 112 44-ФЗ).

Рассмотрим основные положения из них:

1) Изменение объёма в пределах 10%.

Заказчик имеет право изменять количество товара в пределах 10% после заключения контракта:

не распространяется на запрос котировок;

должен быть прописан в документации и контракте;

на этапе исполнения контракта по соглашению обеих сторон;

при неделимой закупке можно менять цену всех позиций.

(Если уменьшилось кол-во товара, то пропорционально уменьшается и цена контракта.

Если же объём поставки увеличился в пределах 10%, то цена может остаться прежней).

2) Уменьшение бюджета.

Ценовые условия контракта с гос. учреждениями могут меняться, если заказчику направили меньше денег, чем предполагалось.

В таком случае он должен согласовать изменение цены и количества товара с поставщиком. Если поставщик не соглашается, то заказчик уменьшает количество товара или объём работ.

В случае согласия поставщика цена контракта снижается.

3) Изменения в тарифах.

Если цена контракта зависит от тарифов, которые установлены законодательством (например, тарифы ЖКХ), то она изменяется прямо пропорционально их повышению/понижению.

4) Форс-мажорные обстоятельства.

При возникновении обстоятельств непреодолимой силы (природные катастрофы), которые делают исполнение контракта по первоначальной цене невозможным, допускается корректировка ценовых условий.

5) При исполнении строительных контрактов допускается изменение цены в пределах 30% , если при исполнении возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (изменения в проекте).

Важно отметить, что все изменения должны сопровождаться заключением дополнительного соглашения между заказчиком и поставщиком.

Во избежание кассового разрыва МАРКЕР рекомендует поставщикам учитывать возможные расходы при исполнении контракта и выстраивать ценовое поведение с учётом рисков.

Система аналитики МАРКЕР подсвечивает закупки с признаками неправомерного изменения цен.

Негативные для поставщика показатели результатов закупки, проведенной интересующим заказчиком

Снижение цены победителем превышает 25%. 

Данный индикатор является негативным для поставщика с точки зрения рисков недобросовестной конкуренции и искусственного занижения конкурентами цены на торгах, проводимых данных заказчиком.

Кроме того, если поставщик, желающий участвовать в закупках интересующего его заказчика, не готов “поддержать” подобный демпинг, шансы на победу в закупках данного заказчика будут стремиться к минимуму.

Единственный участник.

Данный показатель свидетельствует о том, что на закупку, организованную конкурентным способом, подана всего одна заявка.

Этот показатель может являться признаком ограничения конкуренции, организации торгов под конкретного исполнителя при наличии достаточного количества альтернативных поставщиков.

Цена победителя не минимальна.

Если победителем закупки систематически становится один конкретный участник с не минимальной ценой.

Это может являться признаком ограничения конкуренции, в том числе выражающегося в дискриминационном подходе комиссии заказчика к рассмотрению и оценке заявок.

В целях профилактики кассового разрыва система аналитики МАРКЕР рекомендует участникам закупки обращать внимание на индикаторы результатов закупки, указывающие на поведение заказчика и конкурентов-поставщиков.

Это поможет вам выбрать для эффективного участия наиболее релевантные и перспективные закупки, проводимые добросовестными заказчиками, избежав возможных финансовых издержек.

Обеспечение гарантийных обязательств

Обеспечение гарантийных обязательств — это финансовое подтверждение того, что поставщик выполнит свои обязательства по качеству, объёму, обслуживанию поставляемых товаров или услуг в течение гарантийного срока.

Когда требуется обеспечение гарантийных обязательств и где указывается об этом?

Согласно ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ, заказчик вправе установить в извещении и документации о закупке требование об обеспечении гарантийных обязательств при необходимости.

Если у объекта закупки (например, медицинское оборудование) устанавливается гарантийный срок эксплуатации, то заказчик требует от исполнителя обеспечить гарантию качества этих товаров в течение определённого срока.

Размер обеспечения гарантийных обязательств устанавливается заказчиком и может составлять до 10% от цены контракта, как это указано в ч. 2.2 ст. 96 44-ФЗ.

Однако точный размер зависит от условий конкретной закупки и может варьироваться в зависимости от характера поставляемых товаров или выполняемых работ.

Для поставщика важно заранее учитывать размер обеспечения при расчете бюджета на участие в закупке, так как это может существенно снизить финансовую нагрузку.

Формы предоставления обеспечения

Победитель закупки сам выбирает, каким способом обеспечить гарантийные обязательства:

предоставить независимую гарантию,

внести деньги на счет заказчика.

Как вернуть обеспечение?

Возврат обеспечения гарантийных обязательств осуществляется по завершении гарантийного срока, если поставщик выполнил все свои обязательства и в течение гарантийного срока не было выявлено претензий со стороны заказчика.

При этом заказчик обязан вернуть денежные средства в течение 30 дней после окончания срока действия гарантийных обязательств.

Если же закупка проводилась только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 3 статьи 30 44-ФЗ), то срок возврата денежных средств не может превышать 15 дней.

Учёт объёма закупки

Учет объёма закупки позволяет избежать ситуации, когда ресурсов участника закупки не хватает на выполнение крупных / долгосрочных обязательств, что может привести к кассовому разрыву.

1) Реалистичная оценка своих возможностей

При определении способности участника закупки исполнить контракт (в особенности крупный / долгосрочный) важно учитывать:

текущую загрузку компании;

резервы мощностей;

наличие собственных денежных средств.

2) Анализ объёмов закупок с учётом сезонных и рыночных колебаний цен.

На рынке многих товаров и услуг существуют сезонные колебания цен:

закупки с учётом сезонности;

резервы на изменение цен.

3) Использование тендерных займов и факторинга

При участии в крупных закупках или при наличии нескольких одновременно исполняемых контрактов целесообразно использовать финансовые инструменты для покрытия кассовых разрывов:

тендерные займы;

факторинг.

4) Контроль объёма и сроков поставок в ходе исполнения контракта

Своевременный учёт объёма закупок и выполнение сроков поставки помогут минимизировать кассовые разрывы:

контроль за сроками;

гибкость в объёмах.

Учет возможных изменений объёма исполняемых обязательств поможет поставщику оперативно реагировать на изменения в потребностях заказчика и избежать несения дополнительных расходов.

Система аналитики МАРКЕР предоставляет полную информацию об условиях закупки, истории закупочной деятельности заказчика и оценивает риски при подаче заявки на участие в конкретной закупке, учитывая объема закупки.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал,

скачивайте 🎁 БОНУСНЫЙ ГАЙД по профилактике кассового разрыва.

✅ Узнайте, как спрогнозировать и предотвратить финансовые трудности в бизнесе.

#кассовыйразрыв

Наша группа в ВК

Другие новости
23 октября 2024
МАРКЕР примет участие в конференции “Клиенты в тендерах”
Читать
26 ноября 2020
Госзакупки: как они проходят в России, и какие возможные нарушения встречаются в регионах?
Читать
21 октября 2021
Рост цен отрицательно сказывается на уровне конкуренции в госзакупках – эксперты
Читать