21 октября 2021

Рост цен отрицательно сказывается на уровне конкуренции в госзакупках — эксперты

Рост цен на тех или иных товарных рынках отрицательно сказывается на уровне конкуренции в госзакупках, заявили «Интерфаксу» участники рынка госзакупок.

Даже новые требования оптимизационного пакета поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) в сложившейся ситуации не будут способствовать развитию конкуренции в сфере госзакупок, считают эксперты. Требуется их пересмотр с учетом мнения делового сообщества и в первую очередь – поставщиков.

По словам экспертов, они (поправки — ИФ) не учитывают фактор роста цен. «Поправки в действительности упрощают закупки, наращивают объем цифровых услуг, учитывают ряд процедурных нюансов прошлых лет, но не прорабатывают вопрос конкуренции в закупках», — полагают они.

Подтверждением снижения уровня конкуренции в госзакупках, по мнению экспертов, может служить рост доли несостоявшихся закупок.

Так, по данным электронной торговой площадки «РТС-тендер», в последние несколько лет в общем объеме закупок доля конкурентных закупочных процедур постоянно снижается. Если в 2018 году на них (закупки продукции обрабатывающих производств с поданными заявками — ИФ) приходился 91%, то в 2019 и 2020 годах — 84% и 85% соответственно, а в первой половине текущего года — только 70%. В то же время доля несостоявшихся конкурентных закупок растет — с 9% в 2018 году до 16% и 15% в 2019 и 2020 годах, и до 30% в первой половине текущего года.

По оценке участников рынка, основное экономическое явление, лежащее в основе несостоявшихся закупок — это рост цен. В сфере госзакупок ситуация усугубляется тем, что большинство закупочных процедур (91% в 2020 году) проводится в формате электронного аукциона. Последний — закупка по наиболее низкой цене, которая не может превышать указанную цену заказчика. При этом заказчик рассчитывает цену на основе рыночного предложения сейчас на будущие периоды. То есть, поставщики, которые раньше могли работать с минимальной маржинальностью, сейчас просто рискуют работать себе в ущерб. В настоящее время такая ситуация складывается с долгосрочными контрактами, прежде всего, в строительной сфере, где из-за роста цен на строительные материалы цена контракта зачастую становится не актуальной, а исполнитель обязан исполнять контракт себе в убыток.

В результате, по словам экспертов, сейчас рынок госзакупок формируют не заказчики, как раньше (есть заказчик, есть закупка, поставщики подтянутся), а поставщики, которые аккуратно выбирают интересные им закупки и избегают любых ценовых рисков. «Имеет место системный дисбаланс спроса и предложения, когда продавцы не готовы продавать по тем ценам, которые платит заказчик», — считают участники рынка.

Также «под ударом» оказался и формат закупок с полки или электронный магазин (в рамках 44-ФЗ). Он предусматривает электронное размещение закупки у едпоставщика до 3 млн рублей (пороговое ценовое значение для бумажной закупки — 600 тыс. рублей). По словам участников рынка, сейчас поставщики не идут на такие закупки, поскольку размещение ими прайс-листа на площадке автоматически означает предварительное предложение — по сути, ту уже заявку, которая действует в течение месяца с даты размещения. В условиях быстро изменяющихся цен поставщики не хотят брать на себя какие-либо обязательства заранее.

В свою очередь в пресс-службе Минфина РФ «Интерфаксу» отметили, что 44-ФЗ регулирует вопросы конкурентного отбора исполнителя контракта. При этом вопрос количества участников закупки, следовательно, числа состоявшихся процедур, зависит не только от оптимальности процедуры закупки, которая будет оптимизирована после принятия 360-ФЗ (оптимизационный закон), но и экономического состояния соответствующего рынка, его стабильности и прогнозов развития.

«Так, отмечающееся увеличение доли несостоявшихся процедур является результатом произошедшего в первой половине текущего года роста цен, в том числе в сфере строительства, — сказали в Минфине. — Отсутствие стабильности в данном вопросе влечёт неготовность хозяйствующих субъектов принятия на себя обязательств и, соответственно, неготовность принимать участие в закупках».

Также в министерстве подчеркнули, что контракт по результатам признания закупки несостоявшийся может быть заключён только по результатам согласования с контрольным органом, результаты которого свидетельствуют об отсутствии нарушений, которые могли бы повлечь наступление соответствующих негативных последствий.

«Данное обстоятельство ещё раз подтверждает, что вопрос конкуренции в соответствующей сфере обусловлен состоянием ее экономического развития, — отметили в Минфине. — При этом вывод о неэффективности принятых мер по оптимизации процедур закупок на основании данных о несостоявшихся процедурах является некорректным, так как «оптимизационные» изменения вступают в силу, начиная с 1 января 2022 года».

Как сообщалось, в текущем году значительно выросли, в частности, цены на стройматериалы. Так, по данным Росстата, в июне текущего года цены на стройматериалы увеличились по сравнению с уровнем начала года на 19,63%, а по сравнению с июнем 2020 года — на 23,9%. В результате в августе было подписано правительственное постановление о дополнительной поддержке строительной отрасли в условиях существенного роста цен на стройматериалы. Речь идет о механизме, который позволит компенсировать дополнительные расходы застройщиков, связанные с существенным удорожанием стройматериалов.

Это постановление позволяет по согласованию сторон увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на 30%.

«Принятое решение позволит без сбоев продолжить строительство важных социальных и инфраструктурных объектов», — говорили тогда в правительстве.

Замглавы Минстроя РФ Александр Ломакин отмечал, что объем средств, который планируется в качестве компенсаций строителям по госзаказу, может составить около 100 млрд рублей.

Оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле текущего года. Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.

«Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, — говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. — Его суть — упрощение, унификация и ускорение закупок».

Также Лавров отмечал, что реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.

К основным нововведениям оптимизационного пакета поправок регулятор относит сокращение числа способов закупок — до 3 с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов — до 18 дней.

Реализация этих и других норм позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.

Новые оптимизационные положения 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно — с 1 января 2022 года по 1 июля 2023 года, по мере реализации в ЕИС функционала, необходимого для выполнения закупочных процессов, предусмотренных новыми нормами.

Другие новости
21 октября 2021
Казначейство в январе 2022г запустит на ГИС «Торги» размещение планов приватизации госимущества
Читать
21 октября 2021
Организации культуры получили право сдавать госимущество в аренду без проведения конкурсных процедур
Читать
21 октября 2021
Минфин планирует до конца 2021 г. принять более 60 подзаконных актов в сфере закупок
Читать