29 апреля 2025

Демпинг в государственных закупках

Демпинг в контексте государственных закупок — это предложение участником конкурса или аукциона цены, которая значительно ниже начальной цены торгов (на 25 % и более отклоняющейся от НМЦК) с целью победы в закупке. В большинстве случаев такая цена ниже рыночной. Подобная практика может привести к снижению качества поставляемых товаров или услуг, срыву сроков исполнения и другим негативным последствиям. ​

Причины демпинга

  1. Жесткая конкуренция: значительное количество участников закупок на рынке создаёт высокий уровень ценовой состязательности и не только, в условиях которой поставщики вынуждены снижать цену, чтобы сохранить шансы на победу в тендере.
  2. Ошибки в расчетах: недостаточный опыт или неправильная оценка себестоимости могут привести к предложению нереалистично низкой цены.​
  3. Недобросовестные намерения: некоторые участники сознательно предлагают низкие цены, не планируя качественно исполнять контракт.​
  4. Стратегия входа на рынок: новые компании могут использовать демпинг для получения первых контрактов и закрепления на рынке.​

Риски для рынка

Демпинг может привести к следующим негативным последствиям:​

  • Снижение качества: поставщики могут экономить на материалах и технологиях, что снижает качество продукции или услуг.​
  • Срыв сроков: нереалистично низкая цена может привести к невозможности исполнения контракта в установленные сроки.​
  • Уход добросовестных участников: компании, предлагающие реалистичные цены, могут проигрывать тендеры и уходить с рынка.​
  • Рост судебных разбирательств: невыполнение контрактов может привести к увеличению числа судебных споров.​

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

Статья 37 Федерального закона № 44-ФЗ предусматривает меры по предотвращению демпинга:​

  • При снижении цены более чем на 25% от НМЦК:
    • Если НМЦК ≤ 15 млн рублей: Участник может выбрать:​
      • Предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше установленного.
      • Предоставить стандартное обеспечение и документы, подтверждающие добросовестность.
    • Если НМЦК> 15 млн рублей: Участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза больше установленного, но не менее 10% от НМЦК или цены контракта, а также не менее суммы аванса, если он предусмотрен.

Подтверждение добросовестности

Для подтверждения добросовестности участник должен предоставить информацию о трех контрактах, исполненных в течение трех лет до даты подачи заявки, без применения штрафов или пеней. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Рекомендации участникам

  1. Тщательно анализируйте себестоимость: перед подачей заявки убедитесь, что предложенная цена покрывает все расходы и обеспечивает прибыль.​
  2. Воспользуйтесь сервисом аналитики МАРКЕР: система поможет вам определить рынок и регион с наименьшим уровнем демпинга среди участников, проверить добросовестность потенциальных партнёров и найти релевантные выгодные контракты.
  3. Соблюдайте требования закона: при снижении цены более чем на 25% от НМЦК подготовьте необходимые документы для подтверждения добросовестности или обеспечьте повышенное обеспечение исполнения контракта.​
  4. Поддерживайте репутацию: исполняйте контракты качественно и в срок, чтобы иметь возможность подтверждать добросовестность в будущих тендерах.​
  5. Избегайте недобросовестных практик: соблюдайте законодательство и не прибегайте к демпингу с целью недобросовестной конкуренции.​

Чем опасен демпинг в государственных закупках для поставщика

  1. Финансовые потери
    Заключение контракта по цене, не покрывающей фактические издержки, приводит к убыткам. В условиях ограниченного бюджета это может снизить финансовую устойчивость организации, спровоцировать кассовые разрывы и повлечь за собой просроченные обязательства.
  2. Риски неисполнения контракта
    Заниженная цена может не позволить исполнителю в полном объёме выполнить условия договора в установленный срок и с требуемым качеством. Это создаёт риски просрочек, поставки некачественной продукции и наложения штрафных санкций со стороны заказчика.
  3. Включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
    В случае отказа от заключения контракта или его ненадлежащего исполнения поставщик может быть включён в РНП сроком на два года. Это автоматически исключает возможность участия в большинстве государственных закупок в указанный период.
  4. Утрата деловой репутации
    В случае исполнения контракта с отклонениями от графика, претензиями по качеству или конфликтами с заказчиком, поставщик рискует получить негативные отзывы. Это снижает его конкурентоспособность и вероятность привлечения к будущим закупочным процедурам.
  5. Повышенные требования по обеспечению исполнения
    В соответствии со статьёй 37 44-ФЗ, при снижении цены контракта более чем на 25% от НМЦК, поставщик обязан предоставить увеличенное обеспечение исполнения или подтвердить свою добросовестность. Это создаёт дополнительную финансовую и административную нагрузку.
  6. Ограничение возможностей для развития бизнеса
    Систематическое участие в торгах с минимальной маржой не позволяет формировать резервы, инвестировать в улучшение качества, обучение персонала или модернизацию производственных мощностей. Это тормозит рост и повышает зависимость от внешних факторов.

Вывод

Демпинг в системе государственных закупок представляет собой серьёзную угрозу для самого поставщика. Стремление к победе в тендере любой ценой без должного экономического обоснования способно подорвать финансовую устойчивость, лишить деловой репутации и ограничить возможности участия в закупках в будущем. Рациональное ценообразование и соблюдение принципов добросовестной конкуренции являются залогом долгосрочной устойчивости на рынке госзаказа.

Чем опасен демпинг в государственных закупках для заказчика

  1. Высокая вероятность ненадлежащего исполнения контракта
    Сильно заниженная цена часто означает, что поставщик не располагает достаточными ресурсами для качественного выполнения обязательств. Это приводит к:
  • нарушению сроков поставки или выполнения работ;
  • снижению качества продукции, услуг или результатов работ;
  • неполному или частичному исполнению контракта.
  1. Рост претензионной и судебной нагрузки
    Ненадлежащее исполнение контракта увеличивает количество споров. Ведение таких споров требует дополнительных затрат времени, ресурсов и юридического сопровождения со стороны заказчика. В отдельных случаях — может повлечь срыв государственных программ и социально-значимых проектов.
  2. Повторные процедуры закупок
    Если контракт расторгнут из-за неисполнения, заказчику приходится проводить новую закупку, что сопровождается временными задержками и дополнительной административной нагрузкой. При этом цены в новых закупках могут оказаться выше.
  3. Репутационные риски
    Особенно актуально для заказчиков – государственных и муниципальных органов: срыв поставок или выполнение работ с нарушениями вызывает общественный резонанс и может привлечь внимание контролеров.
  4. Увеличение контроля со стороны надзорных органов
    Заключение контракта с демпингующим участником и последующее его неисполнение может быть расценено как проявление недобросовестности или формального подхода со стороны заказчика. Это повышает риск проверок со стороны ФАС, прокуратуры и контрольно-счётных органов.
  5. Ограничение выбора надёжных поставщиков в будущем
    Если тендер выигрывают исключительно демпингующие компании, добросовестные участники с рынка уходят. Это сужает круг надёжных поставщиков и лишает заказчика возможности получить качественные товары или услуги в долгосрочной перспективе.

Вывод

Демпинг — не только риск для поставщика, но и серьёзная угроза для самого заказчика. Он может привести к срыву сроков, ухудшению качества, росту административной и юридической нагрузки, а также созданию негативного имиджа.

Заказчику важно не только стремиться к снижению цен, но и оценивать экономическую обоснованность предложений участников, применять антидемпинговые меры и работать с поставщиками, способными обеспечить надлежащее исполнение контрактов.

Мифы о нишах с высоким демпингом в госзакупках

  1. Дорожные работы — это всегда жесткая ценовая конкуренция и демпинг
  2. Строительство объектов госзаказа — всегда борьба за минимальную цену
  3. Поставка продуктов питания в учреждениях (школы, больницы) — это всегда рынок для демпинга
  4. Охрана объектов — это всегда цена ниже рынка
  5. Поставки канцелярии и расходных материалов — это всегда гонка за ценой
  6. Поставки медицинских изделий — это только для тех, кто готов ‘жить на 1%’ прибыли
  7. Уборка зданий, помещений — только для тех, кто демпингует ради объёма.

Разберем, насколько достоверны эти мифы, с помощью индикатора системы аналитики МАРКЕР – «Снижение победителем превышает 25%»

Для анализа возьмем статистические данные о результатах закупок на наиболее крупных рынках Москвы и МО за I квартал 2025 года:

Вывод:

По итогам анализа большинство мифов не подтвердилось.

Нишами с наиболее высоким уровнем демпинга оказались:

Бумага и канцелярские товары
Медицинское оборудование
Уборка зданий помещений
Поставка продуктов питания

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и будьте в курсе всех изменений и возможностей в мире госзакупок!

Группа МАРКЕР в ВК

Другие новости
7 апреля 2025
Изменения в законодательстве, касаемые ответственности для участников государственных закупок
Читать
27 марта 2025
XII Всероссийская онлайн-конференция по государственным закупкам “Профессионалы в сфере государственного заказа: тенденции, вызовы и развитие кадрового потенциала”
Читать
17 октября 2024
Государственные, муниципальные и корпоративные закупки: правовое регулирование
Читать