Кейс: Как бороться с низкоконкурентными сегментами в регионе
МАРКЕР Интерфакс — это набор инструментов для максимально эффективного отслеживания информации по закупкам и конкурентам. При разработке новых решений мы учитываем пожелания наших клиентов, поэтому одним из новых инструментов комплексного решения стала аналитика эффективности на уровне региона.
МАРКЕР Региональные рынки — это возможность отследить «серые зоны» — «маркеры», которые влияют на эффективность закупок, а также вовремя отследить конкуренцию.
Рассмотрим кейс на примере одного из регионов РФ.
Анализ показателей
При выгрузке данных состояния рынков и выборе конкретного направления (Медицинские изделия) мы видим незначительные «проседания» относительно общих данных по показателям «один пришедший» и «несколько заявок без снижения.
Дашборд также выдает покрытие по местным поставщикам: в рассматриваемой области он выше среднего. Особенная активность ведется по категории «медицинские изделия», причем на соседние регионы. Так, аналитика показывает, что 40% госконтрактов поставщиков из рассматриваемой области обеспечивают соседние области. Такие контракты позитивно влияют на наполнение бюджета налогами в виде обязательных отчислений.
При аналитике можно обнаружить активность по другим категориям. Например, сравнить уровень конкуренции по конкретному показателю. Так с помощью дашборда мы обнаружили рассматриваемый регион лидирующим в сегменте продуктов питания и воды. Причем результат достаточно продолжительный: как по итогам 2023 года, так и в первом квартале 2024 года.
Рассмотрим другую категорию — Благоустройство, содержание объектов, территорий. По данному разделу «серых зон» 7.
При детальном рассмотрении фиксируются важные ключевые точки. Уровень конкуренции в первом квартале 2024 года снизился относительного первого квартала 2023 года до 2,36 заявок на лот. Общая практика по Центральному Федеральному округу (ЦФО) при этом — 3,53.
При этом в марте 2024 года падение по заявкам дошло до значения 2,14 заявок на лот.
При рассмотрении графика за период мы отслеживаем формирование динамики. Максимальный всплеск активности в 2023 году пришелся на март (3,2 заявки на лот), а средний результат за год — 2,22 участника.
Эти результаты также ниже общих по ЦФО (3,56). При этом есть общее снижение поставщиков в данном сегменте.
Наблюдения и выводы
Общие наблюдения за 2023 г. и первый квартал 2024 г.:
- Соотношение лотов без поданных заявок сохраняется на уровне 10% от общего объема закупок по тематике «благоустройство».
- Часть объема закупок (30% по итогам 2023 г. и 10% в первом квартале 2024 г.) имеют признак наличия подыгрывающих друг другу участников (признак возможного сговора на торгах).
- Уровень конкуренции стабильно ниже общей практики.
При этом в первом квартале 2024 г. формируется негативная динамика:
- Увеличивается пропорция объема госконтрактов с единственным поставщиком.
- Сокращается стоимостная пропорция объема госконтрактов у поставщиков из рассматриваемой области.
- Снижается количество местных поставщиков из малого и среднего предпринимательства.
Главный вывод из подобной аналитики — рынок региона не насыщен альтернативными поставщиками в сфере благоустройства. Такие действия со временем приведут к тому, что формат закупок будет упразднен постоянным контрактом с конкретными исполнителями.
Рекомендации
- Проработать доступность сегментов закупок для поставщиков. Например, с помощью организации открытых переговоров по закупкам для поиска альтернативных материалов и учета сторонних предложений.
- Проверить подыгрывающие компании и закупки, в которых они участвуют.
- Проверить требования в документации на ограничение конкуренции.
- Привлечь поставщиков из соседних субъектов. Например, с помощью размещений в региональных СМИ.
Выбирайте инструменты МАРКЕР Интерфакс и доверяйте работу с закупками профессионалам.