Минфин планирует до конца 2021 г. принять более 60 подзаконных актов в сфере закупок
Минфин РФ планирует до конца текущего года принять более 60 подзаконных актов в сфере закупок, направленных на обеспечение положений оптимизационных поправок к закону “О контрактной системе” (44-ФЗ), принятых летом текущего года, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Московского финансового форума.
“На этот год в наших планах введение в действие оптимизационного закона, – сказал Лавров. – Надо принять, изменить или отменить 62 подзаконных акта”.
По его словам, сейчас надо сосредоточиться на технологических решениях (в части нормативно-правового регулирования – ИФ), обеспечивающих эффективную работу контрактной системы.
Впрочем, Минфин рассчитывает и на технические решения (речь идет об автоматизации – ИФ) в деле повышения эффективности работы контрактной системы.
“Надо научиться выяснять, а электронизация позволит это сделать, какой объем потребностей удовлетворяется в сроки и без нарушений, а также осуществляется по рыночным ценам и в конкурентной среде, – сказал Лавров. – Сейчас, в частности, мало приходит поставщиков – значит, наверное, срабатывает вопрос ценообразования. Надеемся, что с автоматизацией всех закупочных процессов (от планирования до приемки и оплаты по контракту – ИФ) на госзакупки будет приходить больше поставщиков”.
Автоматизация позволит решить, как предполагается, и проблему снижения числа уникальных участников закупок. Речь идет о том, что в настоящее время поставщики, особенно “новички” в госзакупках, нередко допускают ошибки в конкурсной документации, что приводит их к отстранению от участия в закупках. Предполагается, что по мере роста уровня автоматизации госзакупок все больше юридически значимых документов будет формироваться автоматически – без ошибок.
По словам исполнительного директора “Интерфакса” Владимира Герасимова, за последние 2,5 года число уникальных компаний, участвующих в торгах, сократилось на 5%. По его мнению, негативно на эту ситуацию влияет, в частности, то, что любая ошибка в документация оборачивается для участника отстранением. В результате более четверти компаний, подавших заявки на торги, в итоге в них участия не приняли, показывают данные “Интерфакс-МАРКЕР”.
Также Герасимов назвал еще одну заметную проблему, проявившуюся в последнее время. Речь идет о централизации закупок, которая в ряде случаев, например, как это произошло в сфере оказания услуг по организации питания, приводит к снижению числа участников процедур. Помогло бы конкуренции, считает он, ограничение участия в закупках унитарных предприятий.
“Несмотря на сокращение количества унитарных предприятий на 26% за 2,5 года, их присутствие в госзаказе сократилось всего на 1 процентный пункт и составляет 12% в объеме всех госконтрактов, – сказал Герасимов. – Кое-где оно даже выросло. В частности, максимальное увеличение доли объема контрактов с унитарными исполнителями – с 18% в 2019 года до 45,8% в первом полугодии 2021 года – пришлось на услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов. А между тем рыночная конкуренция в этом сегменте вполне неплохая и составляет в среднем 2,9 заявки на лот”.
В настоящее время, по мнению Лаврова, сфера закупок подошла к этапу, когда надо взять определенный мораторий на изменение закупочного законодательства.
“Мы считаем, что пора заканчивать с частыми внесениями изменений в 44-ФЗ, – сказал Лавров. – Надо переходить от точечных поправок этого закона к подготовке одного-двух комплексных законов (о внесении соответствующих поправок – ИФ), решающих ту или иную проблему. Принятый летом оптимизационный закон – фактически первый по настоящему комплексный закон”.
Как сообщалось, оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле текущего года. Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.
“Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, – говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. – Его суть – упрощение, унификация и ускорение закупок”.
Также Лавров отмечал, что реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.
При этом Федеральное казначейство (является оператором Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок) оценивало экономию госзаказчиков от перевода закупочных процессов на электронный документооборот более чем в 25 млрд рублей в год.
К основным нововведениям оптимизационного пакета поправок регулятор относит сокращение числа способов закупок – до 3 с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов – до 18 дней.
Реализация этих и других норм позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.
Новые оптимизационные положения 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно – с 1 января 2022 года по 1 июля 2023 года, по мере реализации в ЕИС функционала, необходимого для выполнения закупочных процессов, предусмотренных новыми нормами.
Второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ (первый был принят в 2019 году – ИФ) был подготовлен в начале прошлого года. В него вошли поправки, предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но требующие дополнительных доработок, согласования и т.п.