22 ноября 2024

Что такое картель в госзакупках и как он угрожает добросовестным поставщикам?

Картельный сговор в госзакупках — это незаконное объединение участников рынка с целью искусственного ограничения конкуренции на торгах. По сути, компании заключают «теневое» соглашение о правилах поведения при участии в закупках, чтобы влиять на цены и распределение контрактов. Несмотря на усилия антимонопольных органов, картельные схемы остаются одной из самых скрытых и сложных для выявления форм антиконкурентного поведения.

Почему картель опасен для поставщиков и заказчиков?

С экономической точки зрения картельные сговоры приводят к искажению рыночных механизмов. Они нарушают принципы ценообразования, лишая государственные и коммерческие структуры возможности получить качественные услуги и товары по оптимальной цене. В результате часть бюджетных средств расходуется неэффективно, что наносит удар по всей экономике, снижая доверие к системе закупок.

Ключевые угрозы для добросовестных поставщиков:

  1. Монополизация рынка и вытеснение конкурентов. Картельные группы захватывают существенную долю рынка и действуют по согласованному плану, чтобы не допускать новых участников. Таким образом, добросовестные поставщики, которые хотят конкурировать честно, сталкиваются с невозможностью предложить цену, соответствующую «договорной» картельной цене, а также с риском потери своего конкурентного преимущества.
  2. Сложности с выходом на рынок госзакупок. Картели создают искусственные барьеры для входа на рынок. Это включает как формальные ограничения, так и неформальные методы давления на участников, которые отказываются участвовать в картельных соглашениях. Кроме того, часто картели сопровождаются также сговорами участников торгов с заказчиком, что значительно ухудшает ситуацию. Для добросовестного поставщика это означает риск столкнуться с запутанными требованиями, недопуском до участия или высокой начальной стоимостью контракта.
  3. Риски штрафов и юридических санкций. Участие в картеле нарушает антимонопольное законодательство, и даже однократное участие в таких схемах (например, по просьбам других участников рынка) может повлечь крупные штрафы и значительный ущерб репутации. Также за заключение и реализацию картельных соглашений предусмотрена уголовная ответственности для должностных лиц участников картелей.
  4. Искажение справедливой цены. Из-за картелей формируются завышенные или заниженные цены на продукцию, что приводит к несправедливому распределению контрактов. Например, в условиях «договорной» цены честный поставщик может оказаться в проигрышном положении, так как его себестоимость и рентабельность не соответствуют заранее определённой «картельной» стоимости.

Юридические механизмы борьбы с картелями:

Сегодня антимонопольные органы активно ведут борьбу за картелями на торгах, регулярно совершенствуя механизмы выявления правонарушений. Используются такие методы анализа «сигналов» картельного поведения, как аномальные отклонения цен, участие одного и того же круга компаний, странные колебания объёма заявок на торгах, проводимых параллельно на одном и том же товарном рынке. ФАС также внедряет цифровые инструменты для анализа картелей на основе данных о поведении участников на рынке.

Как добросовестному поставщику защитить свои интересы:

  • Дистанцирование от подозрительных схем. Если к вам поступают заманчивые предложения от конкурентов по применению «серых схем» участия в торгах, следует их безоговорочно отклонить, уведомив антимонопольные органы или прокуратуру о возможных нарушениях.
  • Повышение прозрачности и конкурентоспособности. Инвестирование в конкурентные преимущества – такие, как повышение качества продукции, обеспечение стабильного сервиса и привлекательных условий сотрудничества, помогает избежать подозрений и привлечь заказчиков, нацеленных на долгосрочное и честное сотрудничество.
  • Юридическое сопровождение. Важно понимать и соблюдать правила антимонопольного законодательства, а также своевременно консультироваться с юристами для анализа возникающих при участии в торгах проблемных ситуаций, что снизит риски негативных последствий от реализации картельных соглашений недобросовестными конкурентами.
  • Использование системы аналитики «МАРКЕР». Сервис предоставляет полный цикл аналитических данных об истории закупок и предупреждает о возможных нарушениях со стороны всех участников рынка. МАРКЕР помогает минимизировать экономические и юридические риски и обеспечить успешное участие в торгах добросовестным участникам закупок независимо от поведения конкурентов, участвующих в картелях.

Вывод:

Для добросовестных поставщиков важно уметь идентифицировать картели и принимать активные меры для защиты своего бизнеса, сохраняя конкурентоспособность и репутацию.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, и будьте в курсе всех возможностей и новостей в сфере госзакупок!

Другие новости
11 октября 2024
Особенности 223-ФЗ для поставщиков: ключевые аспекты для успешного участия в закупках
Читать
21 октября 2021
Организации культуры получили право сдавать госимущество в аренду без проведения конкурсных процедур
Читать
17 декабря 2021
О системе Маркер
Читать